Правила поведения в кабинете химии

Ученики должны знать следующие правила и уметь их выполнять.

 

1. Содержать закрепленное рабочее место в чистоте и порядке.
2. После окончания работы дежурный принимает рабочее место и сдает преподавателю или лаборанту.
3. Соблюдать тишину. Запрещается есть, заниматься посторонними делами.
4. Приступать к выполнению задания лишь тогда, когда отчетливо уяснены его цели и задачи, обдуманы отдельные этапы проведения опыта и на рабочем месте есть все необходимое для работы.
5. Для выполнения лабораторной работы необходимы четкость, собранность, внимание и предельная аккуратность.
6. Реактивами пользоваться следующим образом: сухое вещество брать шпателем, жидкие реактивы – капельницей; наливая раствор из склянки, держать склянку этикеткой к ладони (чтобы капли раствора не повредили надпись); избыток взятого вещества не ссыпать и не сливать обратно, а удалять в санитарную склянку; все работы с вредными веществами проводить в вытяжном шкафу; остатки неагрессивных реактивов и продукты их взаимодействия после разбавления выливать (жидкие) в канализацию или выбрасывать (твердые) в отведенные места.
7. Работать в халате. После окончания работы тщательно вымыть руки.
8. Наблюдения и выводы заносить в форме отчета в лабораторный журнал, записи вести так, чтобы они кратко и логично описывали работу, используемые приборы и реактивы. Отчет должен содержать:
а) цель работы в целом и каждого отдельного опыта (это могут быть получение вещества, исследование его свойств и др.; необходимо до проведения опыта уяснить его цель, смысл, а если это не ясно, обратиться к преподавателю);
б) конкретные экспериментальные наблюдения (изменение цвета, выделение газа, выпадение осадка или, наоборот, его растворение; при изменении окраски быть внимательным и учиться характеризовать оттенки цвета – розовый, малиновый, кроваво-красный, бледно-красный, темно-вишневый, цвет «запекшейся крови» и др.; наблюдательность при проведении химического эксперимента –

очень ценная и важная черта профессионального химика, которую нужно развивать);
в) объяснение опыта, экспериментальных наблюдений;
г) уравнения реакций;
д) необходимые формулы и расчеты (с указанием единиц измерения);
е) выводы.
Отчет должен быть написан аккуратно, иметь заголовок (тема лабораторной работы) и дату.
9. Соблюдать максимальную осторожность, все опыты с токсичными и летучими веществами, упаривание растворов проводить только в вытяжном шкафу.
10. Не наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью, нагреваемую пробирку держать отверстием в сторону от себя и соседа, во избежание выброса жидкости прогревать все содержимое пробирки.
11. Нюхать, не вдыхая пары полной грудью, а направляя к себе плавным движением ладони.
12. Работу с кислотами и щелочами проводить, наливая их растворы в пробирку на расстоянии от себя, не допускать попадания агрессивных веществ на одежду, лицо и руки.
13. При обращении с неизвестными или недостаточно изученными веществами проявлять повышенную осторожность. Ни в коем случае нельзя пробовать вещество на вкус.
14. Необходимо тотчас убирать все пролитое, разбитое и просыпанное на столах и на полу. При проливании кислоты на пол это место засыпать песком, собрать его и вынести, вымыть этот участок пола раствором соды.
15. Нельзя набирать ртом при помощи пипетки ядовитые и едкие жидкости, следует пользоваться резиновой грушей.
16. Запрещается работать с легковоспламеняющимися веществами вблизи огня.
17. Для измельчения сухих щелочей следует надевать защитные очки. Брать твердую щелочь только пинцетом или щипцами.
18. Не использовать для опытов вещества из склянок и банок без этикеток и с неразборчивыми надписями.
19. При приготовлении растворов серной кислоты нужно лить кислоту в воду, а не наоборот (вследствие сильного местного разогревания возможно разбрызгивание концентрированной кислоты). Пользоваться толстостенной склянкой или фарфоровой посудой.
20. Запрещается брать вещества из лаборатории домой.
21. В целях противопожарной безопасности рекомендуется тушить горящую спиртовку крышкой-колпачком (не дуть), уметь пользоваться асбестом, песком и огнетушителем.
22. При необходимости уметь пользоваться содержимым аптечки, согласно инструкции оказать первую помощь при ожогах и отравлениях.
23. К работе в лаборатории допускаются только учащиеся, правильно ответившие на контрольные вопросы по технике безопасности в кабинете химии.

 

Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь при ожогах и отравлениях

Происшествия Первая помощь
Ожоги огнем, паром, горячими предметами:
а) первой степени (краснота)
б) второй степени (пузыри)
в) третьей степени (разрушение тканей)
а) Наложить вату, смоченную этиловым спиртом, повторить наложение со смачиванием;
б) обработать, как при ожоге первой степени, а затем 3–5%-м раствором KMnO4 или 5%-м раствором таннина;
в) покрыть рану стерильной повязкой и вызвать врача
Ожоги кислотами (серной, азотной, фосфорной),
хлором или бромом
Промыть ожог большим количеством воды, затем 5%-м раствором NaHCO3
Ожоги щелочами Промыть обильно водой
Ожоги глаз Промыть глаза струей воды. При ожоге кислотами промыть 3%-м раствором NaHCO3, щелочами – 2%-м раствором H3BО3
Отравления, вызванные
попаданием едких веществ в рот и пищеварительный тракт
При попадании в организм кислот следует пить кашицу из оксида магния. При попадании щелочей – пить раствор лимонной или очень разбавленной уксусной кислоты
Отравление твердыми
или жидкими веществами
Вызвать рвоту (например, выпив 1%-й раствор СuSO4)
Отравление газами Немедленно выйти на свежий воздух

При порезах стеклом рану продезинфицировать раствором КMnО4 или спиртом, смазать йодом и перевязать бинтом. После оказания первой мед.  помощи пострадавшего направить к врачу.

 

Токсичные вещества

Яды – токсичные вещества, даже в крайне малых количествах опасные для организма человека. Оказывают внешнее воздействие или попадают в организм через органы пищеварения, дыхания, через раны или проникают через кожу. Ядовитые вещества делятся на разряды.

Классификация токсичных веществ (ядов)

Подразделение веществ по ядовитости Важнейшие представители
1-й разряд
(самые сильные яды)
Мышьяк и его соединения, фосфор белый и красный, сложные эфиры фосфорной кислоты (инсектициды), соединения ртути
(за исключением сульфида ртути), синильная кислота и ее соли
2-й разряд Бром, плавиковая кислота (НF), бромметан, нитробензол, трибромметан, трихлорметан, соединения урана
3-й разряд Анилин, соединения сурьмы, уксусная кислота(от 80%-й), соединения свинца, хлорная кислота и ее соли, хромовая кислота и ее соли, соединения золота, кадмия, меди, йод, калий, натрий, гидроксиды калия и натрия, сероуглерод, формальдегид, муравьиная кислота, нитриты, щавелевая кислота и ее соли, фосфорная кислота (от 50%-й), азотная кислота (от 15%-й), соляная кислота (от 15%-й), серная кислота (от 15%-й), соли серебра (кроме хлорида, бромида, йодида), соли цинка и олова
Ядовитые газы Пары анилина, аммиак, пары бензола, хлор, хлороводород, фтор, оксид углерода(II), пары ртути, сернистый газ, сероводород, оксид азота(II), оксид азота(IV), пары четыреххлористого углерода

Для вредных, ядовитых веществ устанавливаются предельно допустимые концентрации (ПДК), превышение которых недопустимо в воздухе рабочего помещения: аммиак – 5 мг/м3,
оксид углерода(II) и бензол – 20 мг/м3, толуол и ксилол – 50 мг/м3,бензин и керосин – 300 мг/м3 и т. д.