Программа развития личности ребёнка

Воспитывая детей, мы должны ответить на вопрос: “Кого мы хотим воспитать?” и лишь после этого ответить на другой вопрос:

“Как надо осуществлять воспитание?”. Конечно, главная цель воспитания – это счастливый человек. По опросам социологов большинство людей считает, что счастливый человек — это социально ориентированная личность, которая понимает людей, отзывчива и добра по отношению к окружающим, дружелюбна, миролюбива, общительна. Счастливый человек  оптимистично, открыто, уверенно смотрит на мир; принимает его с радостью. Он любит свою семью, и многое делает для ее развития. Он активен, динамичен, у него креативный взгляд, свобода в осуществлении успешной профессио­нальной деятельности. Уделяет внимание физическому здоровью.

Каждый ребёнок должен  чувствовать себя счастливым и быть им, а задача взрослых: классного руководителя, учителей, родителей помочь ему в этом. Прежде всего, это должен быть уверенный в себе человек. Уверенность в себе – это вера в свои силы, вера в себя, знание своих возможностей, желаний, смелость следовать в нужном направлении. На каждом этапе развития личности нужно воспитывать в детях положительную Я – концепцию (я нравлюсь, я способен, я значу). Это способствует успеху, эффективной деятельности, положительному проявлению личности. Нужно стремиться видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать и верить в нее; создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, помочь ощутить собственную успешность, воспитать в нем уважительную самооценку.  Для того, чтобы сформировать положительную «Я-концепцию», необходимо:

  • видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» – вот убеждение учителя).
  • создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: «Учиться победно!».
  • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»).
  • предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной  деятельности («В каждом ребенке – чудо, ожидай его»).

 

Задача классного руководителя: Понять, принять, помочь!

 

Цель программы:

обеспечить процесс самопознания, самостроительства, самореализации личности ребенка, уверенного в себе, развитие его неповторимой индивидуальности.

 

Создать условия для развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и опираясь на сильные стороны личности развивать слабые.

Задачи:

  1. Формирование здоровья ребенка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.
  2. Развитие умения общаться и сотрудничать.
  3. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
  4. Развитие эмоциональной и волевой сферы.
  5. Формирование положительной «Я – концепции».
  6. Преодоление психологических установок, препятствующих развитию личности.
  7. Создание для ребёнка ситуации успеха, как « стартовой площадки» нового витка его личностного роста.
  1. Создание условий к коренному пересмотру личностной позиции, ориентиров и самооценки в целях повышения потребности самореализации, развитии, становлении активной жизненной позиции.
  1. Привлекать родителей ребёнка к активной деятельности по формированию нравственной личности ребенка.

Методы работы при реализации Программы:

индивидуальные развивающие занятия,

психологические тренинги,

беседы,

ролевые игры,

тестирование,

анкетирование,

наблюдение,

диагностирование,

КТД (коллективные творческие дела),

участие в самоуправлении класса,

родительские собрания,

совместные с родителями праздники,

вовлечение во внеурочную деятельность,

охват дополнительным образованием.

 

Слайд

 

I блок: «Я – успешный ученик»

 

Учитель открывает двери,

                                                                        войти ты должен сам!

 

Учебная деятельность является одной из площадок для повышения уверенности ребенка в себе. Поэтому после проведенных диагностических исследований встала необходимость подбора дифференцированных заданий.

 

Цель: Воспитывать и развивать целостную личность, как модель выпускника начальной школы.

 

Задачи классного руководителя:

  1. Развивать и совершенствовать интеллектуальные умения и навыки.
  2. Способствовать созданию благоприятной атмосферы в классе.
  3. Формировать положительную мотивацию учения.

 

Содержание деятельности:

  • участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах и викторинах;
  • КТД;
  • выполнение учебных творческих проектов, задания поискового характера;
  • самообразование;
  • ролевые и деловые игры на уроке;
  • проведение нестандартных уроков;
  • индивидуальные задания;
  • создание на уроках ситуации успеха.

 

На уроках необходимо использовать ролевые и деловые игры, где ученики должны проявить самостоятельность, уверенность. Эта форма работы  помогает лучше проявить себя и быть уверенным в своих силах. Проектные работы по предметам направлены на повышение уровня познавательной мотивации. При подготовке к ним приходится много работать с дополнительной литературой, обращаться за помощью к родителям. Эта работа позволит почувствовать  цену успеха.

Индивидуальные задания подбираются с учетом возможностей и интересов. Эти задания направлены на принятие самостоятельных решений и на повышение познавательного уровня.

 

Ожидаемый результат:

 

  • повышение успеваемости;
  • повышение учебной мотивации;
  • воспитание выпускника начальной школы, готового к успешной деятельности и реализации себя в среднем звене.

 

 

Слайд

 

 

II блок: «Я – уверенный в себе человек»

Даже в самой крайней

и запущенной форме

 застенчивость и неуверенность

 пройдут, если для их преодоления

 приложить труд души.

                                    В. Леви.

 

Цель: Развитие в ребёнке стремления стать самим собой и наиболее полного раскрытия своих возможностей и способностей

Задачи классного руководителя:

  1. Пробудить интерес к самому себе.
  2. Самопризнание себя как личности.
  3. Управление самим собой.
  4. Помочь ребёнку понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе.
  5. Продолжать формировать позитивное отношение к своему «Я».

Содержание деятельности:

  • Развивающие игры-драматизации и сюжетно ролевые;
  • Постановка сценок на уроках литературного чтения;
  • Сочинение историй;
  • Мини-конкурсы;
  • Занятия с психологом;
  • Классные часы:
  • Азбука настроения;
  • Наши эмоции;
  • Тайна моего имени;
  • Общение. Проблемы общения.
  • Индивидуальные беседы:
  • Узнай себя
  • Автопортрет
  • Я знаю, я могу
  • Мои желания
  • Волшебное зеркало

Ожидаемый результат:

  • Воспитание интереса к самому себе;
  • Формирование адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах и желания самореализоваться;
  • Формирование ответственности за свои поступки

 

 

Слайд

 

 

III блок: «Я – здоровый человек»

Здоровье – это возможность возможностей.

                                                                                                                                   Л. Кьюби.

 

Цель: прививать понятие здорового образа жизни; показать значимость регулярных занятий физкультурой на эмоциональное состояние человека, организм и на развитие умственных способностей; укрепить здоровье ученика.

 

Задачи классного руководителя:

  • способствовать становлению и укреплению у школьников физического, духовного и нравственного здоровья;
  • воспитывать здоровые привычки;
  • пропагандировать здоровый образ жизни

 

 

Содержание деятельности:

  • физкультминутки на уроках,
  • динамические часы,
  • часы и дни здоровья;
  • беседы, классные часы о здоровом образе жизни:
    • «Чувства и поступки. Стресс»
    • «Как помочь сохранить себе здоровье»
    • «Помоги себе сам. Волевое поведение»
    • «Скажи нет вредным привычкам»
  • школьные спортивные праздники:
    • «Весёлые старты»,
    • «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие,
  • командные спортивные игры,
  • походы, экскурсии
  • Изучение правил дорожного движения и основ безопасности жизнедеятельности;
  • Конкурсы рисунков, сочинений о здоровом образе жизни;
  • семинар – практикум «Режим дня в жизни ребёнка»,
  • посещение спортивной секции.

 

 

Слайд

 

IV блок: «Я – толерантная личность»

Толерантный человек умеет

терпимо относиться к слабостям людей,

окружающих его, и уважать мнение других

Цель: воспитание толерантности к себе и окружающим; формирование положительной «Я-концепции»

Задачи классного руководителя:

  • учить взаимодействию с другими людьми;
  • учить терпимо и с пониманием относится к людям;
  • воспитывать уважительность

 

Содержание деятельности:

  • тренинги, психологические тесты и ситуации, развивающие толерантность, через портфолио,
  • различные КТД;

 

Классные часы.

  • «Что такое справедливость и сочувствие»
  • «Всегда ли я хороший»
  • «Самооценка и взаимооценка как способ познания себя и других»
  • «16 ноября – День толерантности»
  • «Умеем ли мы обижаться?»
  • «Что значит быть добрым»
  • «Подари другому радость»
  • «И на солнце есть пятна»
  • «Учись властвовать собой»

 

КТД «Творческие мастерские».

«Мастерская Деда Мороза», «Подарки близким своими руками».

 

  • Внеклассные праздники и мероприятия

 

Ожидаемый результат: научить детей действовать, сознавая личную и социальную ответственность, необходимую гражданину Земли, развивать умение самостоятельно думать и принимать моральные решения.

 

 

Слайд

 

V блок: «Я и моя семья»

Именно в семье формируется характер

и развивается личность человека

Цель: Создание условий для нормального, умственного и физического совершенствования ребёнка совместно с семьёй

 

Задачи классного руководителя:

  • Духовное сближение взрослых членов семьи и детей;
  • Сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию личности ребёнка;
  • Изучение и расширение знаний ученика о своей семье.

 

Содержание деятельности:

  • Индивидуальное консультирование.

 

Поскольку проблемы ребёнка по наблюдениям и результатам диагностики проявляются, классный руководитель сам приглашает родителей на встречу с целью прояснения ситуации и определения стратегии дальнейших действий. В ходе интерпритации проблем перед классным руководителем стоит непростая задача – донести сведения о трудностях ребёнка так, чтобы родитель их услышал и принял. Итогом всей консультации должно стать  появление у родителя готовности к изменению прежде всего самого себя, а потом уже ребёнка. Если у родителя возникает доверие к классному руководителю, ощущение, что его проблемами искренне интересуются и хотят помочь, консультация будет иметь успех. Этому способствует «поддерживающая», а не обвиняющая позиция  педагога. Родителю предлагаются устные и письменные рекомендации, приводятся примеры их применения и формы осуществления.

 

Индивидуальная беседа на тему: «Успешность обучения младшего школьника».

       Цели:

            обсудить трудности, возникающие в процессе 

            обучения, их причины; показать важность            

            развития  познавательной сферы у младших 

            школьников; дать рекомендации по развитию  

               познавательных процессов.

 

 

Индивидуальная беседа с родителями на тему «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем».

Цели:

Познакомить с понятием школьной неуспеваемости, рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребёнку; познакомить с результатами исследований, проведённых в классе; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребёнком трудностей в обучении.

 

Родительские собрания

«Поощрения и наказания»

 «Как воспитать в ребёнке уверенность в себе?»

«Утомляемость ребёнка и как с ней бороться»

 

Беседы (с родителями).

    — «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»,

— «Законы жизни семьи»,

— «Стили семейного воспитания»,

— «Ошибки семейного воспитания».

 

Анкетирование. Обсуждение результатов анкетирования.

«Организация режима труда и отдыха».

«Особенности сферы свободного общения учащегося».

 

Посещение семьи.

Октябрь, 2009 и февраль, 2010, май, 2010.

Классные часы.

«История моего имени» (формирование уважения и толерантного отношения к себе  как к носителю данного родителями имени, осознание как реальности своего имени).

 Праздники и внеклассные мероприятия

 

Слайд

 

Кроме реализации вышеперечисленных мероприятий по реализации программы ведётся ещё следующая работа:

  • Ведение «Портфолио ученика»
  • Дополнительное образование
  • Творческие конкурсы:
  1. Рисунков и поделок.
  2. Сочинений.     
  3. Чтецов. 
  • Участие в КТД и самоуправлении в классе.