Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе

Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

Программа включает шесть разделов:

  1. I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;
  2. II. Основные содержательные линии программы;

III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;

  1. IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
  2. V. Календарно-тематическое планирование;
  3. VI. Комплексное учебно-методическое оснащение.

Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
  • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
  • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

— овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

— усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

— формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

— обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Основные содержательные линии

Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение русского языка в IV классе отводится 5 часов в неделю. Общее число часов – 170.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Критерии  успешной  деятельности.

  • Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
  • Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
  • Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
  • Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

Методическое обеспечение, материально-техническая база.

Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2009 г.;

Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;

Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2010 г.

Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.

Мультимедиа оборудование.

 

Литература.

  • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
  • Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
  • Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.
  • Форощукин А.А. и Н.Е. Русский язык: учебное пособие для начальных классов. М.: Сталкер, 1997.
  • Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
  • Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
  • Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
  • Иванова В.А., Занимательно о русском языке,- М, Просвещение, 2003г.
  • Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
  • Агафонова В. , Неправильные правила,- М, Дрофа, 2003 г.
  • Капанина В.П., Работа над трудными словами в начальной школе, -М, Просвещение, 2002г
  • Табарина Т.А., И учёба, и игра: русский язык,- Ярославль, 2003 г.
  • Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
  • Юрова Е.В., Коррекция письменной речи, начальная школа,- М, Дрофа, 2003г.
  • Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г
  1. II. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса

Обучающиеся должны знать:

  • изученные части речи и их признаки;
  • признаки однородных членов предложения;
  • слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
  • производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
  • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
  • производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
  • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
  • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи;
  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
  • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

 

   Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе

п/п

Раздел

программы

Всего

часов

Содержание Контрольные,

творческие

1 Повторение 24 Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

Звуки и буквы. Слог. Ударение.

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

 

Проверочные

работы – 1

 

Словарные

диктанты – 2

 

Контрольная

работа – 1

 

Развитие

речи — 2

 

2 Однородные члены предложения 7 Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях. Словарные

диктанты — 1

Контрольная работа – 1

 

3 Текст 4 Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.  

Развитие речи — 1

4 Имя существительное 42 Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

Три типа склонения имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

Проверочные работы – 2

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты — 1

Контрольная работа – 3

Развитие речи – 2

5 Имя прилагательное 34 Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

Проверочные работы – 1

Словарные диктанты – 3

Контрольные словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Контрольное изложение- 1

Развитие

речи – 3

Контрольное списывание — 1

6 Местоимение 8 Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

 

 

Контрольный диктант – 1

 

Развитие

речи — 1

7 Глагол 33 Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Правописание безударных личных окончании глаголов.

Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

 

Проверочные работы – 2

 

 

Словарные диктанты – 4

 

Контрольный диктант – 2

 

 

Развитие

речи — 5

8 Повторение в конце учебного года 18 Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.  

Словарные диктанты – 1

Контрольный диктант – 1

Развитие речи  — 2

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п Тема урока Кол-во

часов

Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид

контроля

Домашнее задание
 

1.

 

Слово. Предложение. Текст.

 

1

Повторение изученного Повторить знания о типах предложений по цели высказывания, по интонации Знать типы предложений по цели высказывания и интонации.

Уметь расставлять знаки препинания.

   

Д.з стр. 3 упр.2

 

2.

 

Знаки препинания в предложении.

 

1

Повторение изученного     Индивидуальные задания.  
 

 

 

 

3.

 

 

 

 

Главные и второстепенные  члены предложения

 

 

 

 

1

Повторение изученного Главные и второстепенные члены предложения. Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь различать главные и второстепенные члены предложения

Фронтальный опрос Д.з стр. 10 упр.8
 

 

 

4.

 

 

 

Связи в предложении. Словосочетание.

 

 

1

Комбинированный Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Установление связи слов в предложении. Главное и зависимое слово в словосочетании Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Уметь применять изученные правила по орфографии и пунктуации Текущий Д.з стр.10 упр.13
 

 

 

5.

 

 

 

Текст. Виды текстов.

 

 

 

1

 

 

 

Комбинированный

 

 

 

Повествовательный, описательный тексты и текст-рассуждение.

Знать признаки главных членов предложения и второстепенных (без употребления терминов).

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения, выписывать словосочетания.

Тест №1 Д.з стр. 11 упр.15

Выучить три типа текста.

 

6.

 

Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

 

1

Обобщающий Звуко-буквенный состав слова. Ударный слог в словах. Правописание словарных слов. Знать смыслоразличительную и форморазличительную роль ударения. Тест №2 Д.з стр. 15 упр.22
 

 

7.

 

 

Сочинение по рисунку и опорным словам.

 

 

1

Обобщающий     Сочинение  
 

8.

Однокоренные слова. Корень слова.  

1

Повторение изученного   Знать что такое корень слова и однокоренные слова.    
 

9.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.  

1

Повторение изученного   Знать части слова Письмо по памяти Д.з стр. 18 упр.29

 

 

10.

Приставка, суффикс, окончание как значимые части слова.  

1

Повторение изученного   Знать части слова Письмо по памяти Д.з стр. 19 упр.33
 

 

11

 

 

Правописание гласных и согласных в корне слов

 

1

Повторение изученного Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

 

 

Тест №3

Д.з стр. 22 упр.38

 

 

12

 

Правописание гласных и согласных в корне слов

 

1

Повторение изученного Написание и проверка слов с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне. Знать правописание безударных гласных в корне слова и способы проверки.

Уметь применять знания на практике.

  Д.з стр. 27 упр.50
13 Изложение 1 Развитие речи   Знать правила написания изложения Обучающее изложение  
 

 

14.

 

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

 

1

 

Повторение изученного Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи.   Работа над ошибками.

 

Д.з стр. 30 упр.56
15. Слова с непроизносимыми и двойными согласными. 1 Закрепление знаний Употребление в словах непроизносимых и двойных согласных Знать написание непроизносимых и двойных согласных. Уметь правильно писать Индивидуальные задания  
16 Приставки и  предлоги. 1 Закрепление знаний Приставки и предлоги. Правописание приставок и предлогов. Употребление их в речи. Знать отличительные признаки приставок и предлогов. Уметь правильно их писать. Тест №4 Д.з стр. 30 упр.56
 

17.

 

Разделительные твёрдые и мягкие знаки.

 

1

 

Повторение изученного Употребление в словах разделительных Ъ и Ь знаков. Их отличие. Знать правописание Ь и Ъ знаков.   Д.з стр. 33 упр.61
 

18.

Части речи. Имя существительное. Род имен существительных.  

1

Повторение изученного  Общие сведения о сущ, прилаг, глаголах. Распознавание частей речи. Знать признаки имени существительного. Уметь определять род, писать родовые окончания сущ-х.   Д.з стр. 35 упр.67
 

19.

Склонение имён существительных.  

1

 

Комбинированный Склонение имен сущ-х. Разбор слова по составу. Знать падежи. Уметь склонять имена существительные   Д.з стр. 37 упр.73
 

20.

Имя прилагательное как часть речи. Род имен прилагательных.  

1

Повторение изученного Признаки имен прилагательных. Изменение прилагательных по родам. Знать лексико-грамматические признаки имени прилагательного   Д.з стр. 40 упр.78
 

21

 

Глагол как часть речи. Времена глаголов.

 

1

Повторение изученного Признаки глагола как части речи. Время  глагола. Окончание глаголов в прошедшем времени. Знать лексико-грамматические признаки глагола.  

Тест №5

Д.з стр. 43 упр.82
 

22

 

Р/Р Изложение по коллективно составленному плану. «Купание медвежат»

 

1

 

 

Практического применения знаний Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания Упр.82, стр. 43. Описательный текст о медведях.
 

23

 

Входной контрольный диктант.

«Осенняя прогулка»

 

1

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Диктант (текст
80 слов)
с грамматическим заданием
 
24 Работа над ошибками. 1   Анализ ошибок, допущенных в диктанте.      
 

 

 

25

 

 

 

Однородные члены предложения.

 

 

1

 

 

 

 

 

Изучение нового

 

 

Особенности однородных членов предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

  Д.з стр. 45 упр.86
26 Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления.  

1

Изучение нового Однородные члены предложения.

 

Знать признаки однородных членов предложения;    
 

27.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.  

1

Изучение нового Однородные члены предложения.

Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Запятая в предложениях с однородными членами.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

  Д.з стр. 48 упр.89
 

 

28

 

Предложения с однородными членами, соединенными союзами а, но.

 

1

Изучение нового Однородные члены предложения.

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы, их роль в речи

Знать понятия «союзы», «однородные сказуемые».

Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации

  Д.з стр. 50 упр.93
 

 

 

29

 

 

 

Однородные члены предложения.

 

 

1

 

 

 

 

Повторение изученного

 

 

Предложения с однородными членами предложения. Разбор предложения по членам предложения.

Знать признаки однородных членов предложения; подлежащих, сказуемых.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами;

соблюдать изученные нормы орфографии

  Д.з стр. 52 упр.98
 

 

30.

Контрольный диктант по теме: «Однородные члены

предложения»

 

1

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Диктант  
 

31.

 

Анализ диктанта.

  1

 

Комбинированный   Уметь анализировать предложение, выполнять работу над ошибками Работа над ошибками 5-6 загадок с предложениями, в которых есть однородныечлены предложения.
 

 

32

 

Текст и основная мысль текста.

 

1

 

 

Комбинированный

 

Сопоставление темы и основной мысли текста.

Знать признаки темы и основной мысли текста.

Уметь определять тему и основную мысль текста. Составлять текст по теме, опираясь на основную мысль.

  Д.з стр. 57 упр.106
 

33

 

Заголовок текста.

 

1

Закрепление новых знаний   Уметь правильно озаглавливать текст и выявлять основную мысль текста.    

Упр.107, стр. 58

 

 

34.

Р/Р    План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану.  

1

 

 

Практического применения знаний Составление плана текста с опорой на тему и основную мысль. Изложение содержания прочитанного текста Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания   Д.з стр. 60 упр.108
35. Работа над ошибками в изложении.    1

 

Комбинированный     Работа над ошибками Подготовиться к словарному диктанту.
 

 

36.

 

 

Склонение имён существительных.

 

1

Комбинированный Изменение существительных по числам и падежам Знать лексико-грамматические признаки имен существительных.

Уметь определять падеж имен существительных, выполнять работу над ошибками

  Д.з стр. 63 упр.113

Выучить памятку на стр.62-63

 

 

37.

Склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

 

 

1

 

 

 

 

Комбинированный

Изменение существительных по падежам.

Несклоняемые имена существительные.

Знать особенности несклоняемых имен сущ-х.

Уметь определять падеж имен существительных

Письмо под диктовку.

Знать несклоняемые сущ-е

Д.з стр. 64 упр.114

 

38. Именительный падеж имён

существительных.

1 Комбинированный Особенности имен сущ-х в именительном падеже. Приёмы распознавания падежей. Знать признаки именительного падежа имен сущ-х. Уметь его определять.   Д.з стр. 66 упр.119
 

39-40.

 

Родительный падеж имён существительных.

 

2

 

Комбинированный Основное значение Р.п., предлоги и вопросы. Приёмы распознавания падежей. Знать признаки родительгог падежа. Уметь его определять.   Д.з стр. 69 упр.125
 

41

 

Дательный падеж имён существительных.

 

1

 

Комбинированный Особенности имен сущ-х в дательном падеже. Приёмы распознавания падежей. Знать признаки дательного падежа. Уметь его определять.   Д.з стр. 70 упр.128
42. Винительный падеж имён существительных.   1

 

Комбинированный Особенности имен сущ-х в винительном падеже. Приёмы распознавания падежей. Знать отличия винительного и именительного падежей.   Д.з стр. 74 упр.135
43. Творительный падеж имён существительных.   1

 

Комбинированный Особенности имен сущ-х в творительном падеже. Приёмы распознавания падежей. Знать признаки творительного падежа. Уметь его определять.   Д.з стр. 75 упр.139
44. Предложный падеж имён существительных.   1

 

Комбинированный Особенности имен сущ-х в предложном  падеже. Приёмы распознавания падежей. Знать признаки предложного падежа. Уметь его определять.   Д.з стр. 77 упр.144

Д.з стр. 79 упр.148  (устно)

45. Склонение имен существительных   1 Комбинированный   Применять знания комплексно    
46. Именительный и винительный падежи.   1

 

Комбинированный Изменение существительных по числам и падежам Уметь определять именительный и винительный падежи имен существительных   Д.з стр. 80 упр.151
 

47.

Винительный и предложный падежи ( в сопоставлении).  

1

Комбинированный Различие падежей по совокупности их признаков. Знать отличительные признаки винительного и предложного падежей. Уметь безошибочно их определять.   Д.з стр. 84 упр.159
 

48.

Контрольный диктант по теме «Склонение и имён существительных»

«Журавли»

 

1

 

 

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Диктант Д.з стр. 83 упр.157
 

49.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.   1

 

Комбинированный Различие падежей по совокупности их признаков. Знать, как и  уметь определить падеж имени существительного. Работа над ошибками Д.з стр. 85 упр.161
 

50.

Р/Р    План текста. Изложение по коллективно составленному плану.  

1

 

 

 

Практического применения знаний Деление текста на части. Озаглавливание частей. Выделение и формулирование главной мысли. Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания Упр.163, стр.86 Д.з стр. 85-86 упр.162
 

 

51

Работа над ошибками.

Три склонения имён  существительных.

 

1

Повторение изученного

Изучение нового

Имена сущ-е.

Различение  первого, второго, третьего склонения имен существительных

Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации

Знать признаки 1-, 2-, 3-го склонения имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

Работа над ошибками Д.з стр. 89 упр.168
52. Склонений имён существительных.  

1

 

Закрепление Распознавание склонений сущ-х по роду и окончанию в именительном падеже.     Д.з стр. 91 упр.173
53. Упражнения в распознавании типа склонения имён существительных , употреблённых в косвенных падежах.   Изучение нового Склонение имени сущ-го, если оно стоит не в именительном падеже. Знать о склонении имен существительных.

Уметь определять склонение имен существительных

  Д.з стр. 92-93 упр.176

Выучить памятку стр.91

54. Ударные и безударные окончания имён существительных.  

 

 

  Правописание безударных и ударных падежных окончаний  имен существительных 1 скл. Знать о  1 склонении имен существительных.

Уметь распознавать тип склонения  имен существительных

  Д.з стр. 95 упр.183
55. Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения.  

 

 

  Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения (кроме существительных на
мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
ов, -ин)
Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов с безударными падежными окончаниями имен существительных

  Д.з стр. 101 упр.193
56. Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже.   Комбинированный Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в родительном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам Знать падежные окончания имен существительных в родительном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном падеже.

  Д.з стр. 98 упр.188
57. Р/Р     Изложение текста-повествования.  

 

Практического применения знаний Выделение в тексте существенного и точная передача содержания. Знать  грамматические признаки имени

существительного. Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации при написании текста

Изложение

Упр.191, стр. 99-100

Д.з стр. 100 упр.192
58. Работа над ошибками.   Комбинированный Анализ допущенных ошибок в изложении. Знать виды текстов. Уметь их различать. Работа над ошибками  
59. Правописание безударных окончаний сущ.  В дательном падеже.  

 

 

Комбинированный Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения в  дательном падеже. Изменение имен существитель ных по падежам и числам. Знать падежные окончания имен существительных в дательном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в дательном падеже.

  Д.з стр. 102 упр.195
60. Правописание безударных окончаний существительных в  родительном и дательном падежах.   Изучение нового Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения. Изменение имен существительных по падежам и числам. Знать падежные окончания имен существительных в родительном, дательном падежах.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в родительном, дательном падежах

  Д.з стр. 104 упр.199
61 Правописание окончаний сущ. 1-го и 3-его склонения в  родительном и дательном падежах. 1   Родительный и дательный падеж сущ-х 1-го и 3-го скл. Правописание окончаний сущ-х в родительном и дательном падежах.     Д.з стр. 106 упр.203
62. Контрольный диктант по изученной теме: «Правописание окончаний

имён существительных».

  1

 

 

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Диктант Д.з  устное сообщение о дельфинах
 

 

 

63.

 

 

Работа над ошибками.

Родительный и винительный падежи имён существительных 1-го и 2-го склонений.

 

 

 

1

Комбинированный

Комбинированный

Анализ допущенных ошибок в диктанте.

Различие родительного и винительного падежей по окончаниям и предлогам. Способы постановки при распознавании падежа сущ-х 2-го скл. Без предлога.

Уметь применять полученные знания на практике.

Уметь различать типы склонения имен существительных
(1, 2, 3-е); правильно писать окончания имен существительных в винительном падеже, употреблять предлоги про, через, сквозь

Работа над ошибками Д.з стр. 108 упр.207
64. Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже.   Изучение нового Правописание имен существительных в творительном падеже. Уметь писать окончания имен существительных в творительном падеже.   Д.з стр. 110 упр.213
65. Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже   1

 

 

Изучение нового Особенности употребления имен существительных в предложном падеже, правописание окончаний. Знать падежные окончания имен существительных в предложном падеже.

Уметь находить способы проверки написания слов с падежными окончаниями имен существительных в предложном падеже.

 

Знать  грамматические признаки имени существительного.

Уметь находить способы проверки написания слов; соблюдать изученные нормы

орфографии и пунктуации

  Д.з стр. 112 упр.218
66. Повторение пройденного. Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже  

 

 

 

Повторение изученного Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Последовательность действий при написании окончаний. Тест №8 Д.з стр. 113 упр.220
67. Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах.  

 

 

 

Комбинированный Изменение имен существительных по падежам и числам. Правописание безударных падежных окончаний  имен существительных 1-, 2-, 3-го склонения   Д.з стр. 116 упр.228
68. Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Правописание окончаний имён существительных.     Различие падежей по совокупности признаков. Правописание падежных окончаний имён сущ-х Знать изученные падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.   Д.з стр. 119 упр.235
69. Правописание окончаний существительных в родительном, дательном и предложном падежах. Закрепление и обобщение изученного.   Повторение и обобщение изученного Изменение имен существительных по падежам и числам. Знать падежные окончания имен сущ-х. Уметь правильно их писать.   Д.з стр. 120 упр.237
70. Множественное число имён  существительных. Именительный падеж множественного числа.   Изучение нового Склонение имен сущ-х во мн.ч. Особенности окончаний имен сущ-х в именительном падеже мн.ч. Знать признаки имен существительных; склонение существительных во множественном числе.

Уметь анализировать слово как часть речи, соблюдать правила написания безударных окончаний имен существительных

  Д.з стр. 119 упр.234
71. Именительный и винительный падежи им. Сущ. Во множественном числе.  

 

 

 

Изучение нового Употребление сущ-х во мн.ч., распознавание именительного и винительного падежей. Знать различия именительного и винительного падежей имен существительных. Уметь правильно употреблять их в речи   Д.з стр. 127 упр.252
72. Родительный падеж имён существительных множественного числа.  

 

 

Изучение нового Особенности окончаний имен сущ-х в родительном падеже мн.ч. Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч.   Д.з стр. 129 упр.255
73. Упражнение в правильном употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.   Повторение изученного Распознавание родительного и винительного падежей. Знать окончания имен существительных родительного падежа мн.ч. Уметь распознавать родительный и винительный падежи.   Д.з стр. 131 упр.259
74 Дательный, творительный и предложный падежи имён существительных во множественном числе.   Изучение нового Особенности дательного, творительного и предложного падежей имен сущ-х мн.ч. Правописание окончаний в данных падежах. Знать окончания имен существительных в дательном, творительном, предложном падежах мн.ч.   Д.з стр. 133 упр.264
75 Правописание окончаний имен существительных во множественном лице   Повторение изученного Правописание окончаний имен сущ-х мн.ч., их правильного употребления. Знать окончания сущ-х ж.р. в ед.ч., окончания сущ-х в родительном падеже мн.ч.Уметь отличать сущ-е мн.ч. в родительном падеже от винительного.   Д.з стр. 135 упр.267
76. Контрольный диктант по теме: «Множественное число имён существительных».   Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Диктант Записать из словаря сущ-е на тему «Школа» в р.п. мн.ч.
77. Работа над ошибками. Повторение пройденного.  

 

Повторение изученного Анализ допущенных ошибок в диктанте. Имена существительные. Знать признаки имен существительных.

Уметь писать и правильно употреблять имена существительные в речи.

Работа над ошибками Из словаря слова с удвоенными согласными, образовать от них прилагательные
78. Контрольный диктант за I полугодие.   Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе    
79. Работа над ошибками.   Повторение изученного Анализ контрольного диктанта. Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе    
80. Имя прилагательное как часть речи.   Комбинированный Имя прилагательное, значение и употребление в речи Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных   Д.з стр. 136 упр.269
81 Правописание родовых окончаний имён прилагательных.  

 

 

Повторение и обощение изученного Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи. Распознавание рода имени прилагательного. Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять род и число имен прилагательных

Тест №9 Д.з стр. 140 упр.274
82. Склонение имён прилагательных.  

 

Изучение нового Приёмы распознавания падежа имени прилагательного. Склонение имен прилагательных в ед.ч. Знать склонение имен прилагательных.

Уметь определять склонение имен прилагательных

  Д.з стр. 144 упр.281
83. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.   Комбинированный Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

  Д.з стр. 5 упр.286
84. Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.  

 

 

Изучение нового Прилагательные именительного и винительного падежей, оканчивающиеся на –ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ. Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации   Д.з стр. 8 упр.291
85 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. 1 Изучение нового Падеж имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных в родительном падеже Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

  Д.з стр. 11 упр.298
86 Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 1 Повторение изученного   Д.з стр. 12-13 упр.301
87. Р/Р    Изложение текста по самостоятельно составленному плану.  

 

 

Практического применения знаний Отличие письменной речи от устной. Составление плана текста. Изложение содержания прочитанного текста Уметь создавать несложные монологические тексты Изложение Д.з стр. 9 упр.294
88. Работа над ошибками. Повторение пройденного.  

 

Повторение изученного Анализ ошибок, допущенных в изложении. Родовые окончания имен прилагательных. Падеж прилагательных. Уметь находить способы проверки написания слов, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации Работа над ошибками  
89. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.   Изучение нового Правописание падежных окончаний прилагательных в дательном падеже. Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

  Д.з стр. 14 упр.303
90 Контрольное списывание 1       Контрольное списывание  
91. Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода.   1

 

 

 

Изучение нового Правописание падежных окончаний прилагательных в данных падежах. Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных в данных падежах..

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных

  Д.з стр. 16 упр.309
92. Творительный и предложный падежи им. Прилаг. Мужского и среднего рода.  

 

 

 

Повторение изученного  Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных в данных падежах.     Д.з стр. 18 упр.312
93. Р/Р    Изложение текста-

описания.

  Практического применения знаний Составление плана. Роль описания в рассказе. Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста. Упр.311,

стр.17

Что нужно делать, чтобы правильно написать беузар.оконч.прилаг.
94. Работа над ошибками.   Закрепление изученного Анализ ошибок изложения и диктанта. Уметь писать падежные окончания имён сущ-х и имён прилаг-х Работа над ошибками 15 сущ-х из словаря с любыми прилагательными.
95.

 

Правописание безударных падежных окончаний имён

прилагательных женского рода.

  1

 

 

Комбинированный Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц) Уметь определять склонение имен прилагательных женского рода единственного числа, находить способы проверки написания слов. Знать значимые части слова   Д.з стр. 22 упр.321
96 Правописание безударных падежных окончаний имён

прилагательных женского рода.

1 Закрепление изученного  
97. Различие безударных окончаний им. Прил. Женского и среднего рода.   1

 

 

Изучение нового Окончания прилагательных женского рода и среднего рода Знать окончания прилагательных. Уметь определять падежи имен прилагательных   Д.з стр. 24 упр.325
98. Различие безударных окончаний им. Прил.  Женского рода и среднего рода.  

1

 

 

Изучение нового Окончания прилагательных женского рода и среднего рода Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных   Д.з стр. 25 упр.326
99. Различие безударных окончаний им. Прилагательных мужского

и  среднего рода.

  1

 

 

Комбинированный Различие сходных по произношению окончаний. Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных в единственном числе, определять падежи имен прилагательных   Д.з стр. 26 упр.330
100. Различие безударных окончаний им. Прилагательных мужского

и  среднего рода

1 Закрепление изученного
101. Винительный и творительный падежи имён прилагательных  женского рода.  

 

 

 

Комбинированный Различие сходных по произношению окончаний и их правописание. Знать правописание безударных падежных окончаний прилагательных единственного числа. Уметь определять окончания имён прилагательных женского рода.   Д.з стр. 31 упр.338
102. Р/Р    Сжатое изложение текста  по готовому плану.  

 

 

Практического применения знаний Основные приемы сжатой передачи содержания рассказа. Уметь правильно передавать развитие сюжета, кратко и последовательно выражать мысли, точно употреблять и правильно писать имена прилагательные. Изложение Д.з стр. 32 упр.341
103. Контрольный  диктант по теме:  «Безударные окончания имён прилагательных в единственном числе».   Практического применения знаний Отличие письменной речи от устной. Списывание текста Уметь безошибочно списывать тексты с изученными орфограммами Диктант  
104. Работа над ошибками. Закрепление  изученного.  

 

Повторение и обобщение изученного Анализ ошибок, допущенных в изложении и спсывании. Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных.

Уметь определять

склонение и падеж имен прилагательных.

Работа над ошибками Упр.345, стр. 35
105. Склонение имён прилагательных во множественном числе.  

 

 

Изучение нового Склонение

Имя прилагательное

Множественное число

Знать склонение и правописание окончаний имен прилагательных множественного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов, определять склонение имен прилагательных во  множественном числе

  Д.з стр. 36 упр.346
106. Именительный и винительные падежи множественного числа имён прилагательных.   Изучение нового Распознавание именительного и винительного падежей мн.ч. имен прилагательных. Уметь склонять и употреблять имена прилагательные во мн.ч.   Д.з стр. 38 упр.349
107. Родительный и предложный падежи мн. Ч. Имён прилагательных.   Изучение нового Распознавание родительного и предложного падежей мн.ч. имен прилагательных.   Д.з стр. 39 упр.352
108. Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных.   Изучение нового Распознавание дательного и творительного падежей мн.ч. имен прилагательных.   Д.з стр. 41 упр.355
109. Повторение изученного об имени прилагательном  и имени существительном.  

 

 

Повторение и обобщение изученного Сходства и различия между данными частями речи. Уметь сравнивать, делать выводы.   Д.з стр. 43 упр.361
110. Р/Р  Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».  

 

 

 

Практического применения знаний Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. Знать правописание имен сущ-х и прилагательных. Диктант Д.з стр. 45 упр.367
111. Работа над ошибками. Повторение пройденного.  

 

Обобщение изученного Анализ ошибок, допущенных в изложении. Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х. Работа над ошибками Д.з стр. 48 упр.370
112. Местоимение как часть речи.   Изучение нового Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации
  Д.з стр. 50 упр.375
113. Местоимения 1, 2, 3 лица.   1 Изучение нового Личные местоимения, значение  и употребление  в речи Уметь использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

 

 

  Д.з стр. 52 упр.378
114. Раздельное написание местоимений 1, 2, 3 лица     Д.з стр. 54 упр.383
115. Правописание местоимений с предлогами.   Изучение нового Раздельное написание предлогов с личными  местоимениями. Предлоги, их роль в речи Знать признаки изученных частей речи. Уметь анализировать предложение с личными местоимениями   Д.з стр. 60 упр.397
116. Правописание местоимений с предлогами.   Изучение нового Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи Уметь писать личные местоимения с предлогами   Д.з стр. 59 упр.394
117. Р/Р  Контрольное изложение по самостоятельно составленному плану.  

 

 

Практического применения знаний Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. Знать правописание местоимений 1,2,3-го лица.   Д.з стр. 59упр.392
118. Работа над ошибками. Закрепление пройденного.  

 

Повторение и обобщение изученного Анализ ошибок, допущенных в изложении. Местоимение. Предлоги. Личные местоимения, значение  и употребление в речи Знать о местоимении.

Уметь писать местоимения с предлогами.

Работа над ошибками

Тест №11

Д.з стр. 60 упр.396
119 Правописание местоимений с предлогами.   Изучение нового  

Раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Предлоги, их роль в речи

Уметь писать личные местоимения с предлогами    
120. Глагол. Общее понятие.   Изучение нового Глагол, значение и употребление в речи Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

  Д.з стр. 62 упр.400
121. Изменение глаголов по временам.  

 

Повторение изученного Существенные признаки глагола. Временные формы глагола. Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь анализировать слово как часть речи

  Д.з стр. 65 упр.406
122. Изменение глаголов прошедшего времени  

 

Повторение изученного Временные формы глагола. Определение рода и числа глаголов прошедшего времени. Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

  Д.з стр. 67 упр.410
123. Неопределённая форма глагола.  

 

Изучение нового Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы, задавать вопросы к глаголам
  Д.з стр. 70 упр.416
124. Неопределённая форма глагола.  

 

Повторение изученного Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» Уметь разбирать
по составу глаголы неопределенной
формы
  Д.з стр. 72 упр.419
125. Неопределённая форма глагола. Начальная форма.  

 

Повторение изученного Неопределенная  форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?» Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов Тест №12 Д.з стр. 73 упр.422
126. Изложение по самостоятельно составленному плану  

 

 

 

 

Развитие речи Составление плана. Выделение главного, краткое и последовательное выражение мыслей. Уметь применять изученные правила орфографии и пунктуации в контрольной работе Изложение  
127 Работа над ошибками. Повторение пройденного.  

 

Комбинированный Анализ ошибок, допущенных в изложении. Неопределенная форма глагола как начальная форма. Суффикс –СЯ. Уметь определять начальную – неопределенную форму глагола. Знать суффиксы глаголов –ся, -сь Работа над ошибками Однокоренные глаголы неопред.формы с корнем БЕГ (БЕЖ)
128. Изменение глаголов по лицам и числам  (спряжение)  

 

 

Изучение нового Изменение глаголов по лицам  и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Чтение и понимание учебного текста, формулировок заданий, правил, определений. Выборочное чтение: нахождение необходимого учебного материала Уметь распознавать лицо глаголов.

Уметь определять время  глагола

  Д.з стр. 76 упр.426
129. 2-е лицо глаголов единственного числа.  

 

Изучение нового Спряжение глаголов, лицо и число глаголов, особенности окончаний глаголов во 2-м лице. Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь) Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч. Уметь писать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.   Д.з стр. 78 упр.431
130. 2-е лицо глаголов единственного числа.  

 

Закрепление изученного Лицо глаголов. Окончания глаголов 2-го лица ед.ч. Знать окончания глаголов настоящего и будущего времени во 2-м лице ед.ч.   Д.з стр. 79 упр.435
131. I и II спряжение глаголов   Изучение нового Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение) Знать признаки I и II спряжения глаголов.

Уметь определять спряжение  глаголов в настоящем и будущем времени

  Д.з стр. 81 упр.439
132. I и II спряжение глаголов   Закрепление изученного Изменение глаголов по лицам  и числам (спряжение) Знать признаки I и II спряжения глаголов.   Д.з стр. 83 упр.444
133. Будущее время.   Изучение нового Особенности спряжения глаголов в будущем времени. Знать об окончаниях глаголов I и II спряжения.   Д.з стр. 87 упр.452
134. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.   Закрепление Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения). Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками   Д.з стр. 90 упр.456
135. Распознавание  спряжения глаголов по неопределённой форме.   Закрепление изученного Спряжение глаголов. Безударные личные окончания глаголов. Уметь определять спряжение глагола по неопределенной форме   Д.з стр. 93 упр.465
136. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.   Повторение изученного Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) Уметь соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации   Д.з стр. 95 упр.469
137. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем  времени.

 

  Повторение изученного Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения) Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов   Д.з стр. 96 упр.473
138 Контрольный диктант по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов».  

 

 

 

Контроль

знаний,

умений

Безударных личных окончаний глаголов. Спряжение, лицо, число, время глаголов. Состав  слова. Уметь находить способ проверки написания слов Диктант  
139. Работа над ошибками.   Повторение изученного Безударных личных окончаний глаголов.   Работа над ошибками  
140. Р/Р Сочинение с элементами описания по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень.»   Практического применения знаний Безударных личных окончаний глаголов. Уметь использовать приобретенные знания для создания в письменной форме несложного текста Сочинение Д.з стр. 90 упр.459
141. Работа над ошибками.   Повторение изученного Анализ допущенных ошибок в диктанте и сочинении. Правописание безударных личных окончаний глаголов Уметь находить способ проверки написания слов, выполнять работу над ошибками Работа над ошибками Д.з стр. 90 упр.458
142. Глаголы – исключения.   Изучение нового Глаголы-исключения. Распознавание спряжения глаголов по неопределенной форме. Безударные личные окнчания глаголов. Знать глаголы-исключения.

Уметь находить способ проверки написания личных окончаний глаголов

  Д.з стр. 100 упр.481
143. Правописание глаголов – исключений.  

 

Изучение нового Правописание безударных личных окончаний глаголов. Спряжение глаголов по неопределенной форме. Тест №13 Д.з стр. 104 упр.490
144. Правописание глаголов – исключений.   Закрепление изученного
145. Р/Р   Краткое изложение. «Скворечник»  

 

Практического применения знаний Сжатая передача содержания рассказа. Уметь кратко передавать содержание рассказа.   Д.з стр. 104 упр.489
146. Работа над ошибками..

Правописание глаголов прошедшего времени

 

 

Повторение изученного Анализ допущенных ошибок в изложении.

Особенности глаголов, употребляемых в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Уметь правильно писать родовые окончания глаголов в прошедшем времени.

Работа над ошибками Д.з стр. 108 упр.497

(подготовиться к диктанту)

147. Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов.  

 

 

Повторение изученного Временные формы глаголов. Глагольные суффиксы. Знать написание глагольных суффиксов. Уметь правильно писать суффиксы глаголов прошедшего времени.   Д.з стр. 117 упр.515
148. Изменение глаголов по временам.  

 

Комбинированный Изменение глаголов по временам Уметь определять время  глагола   Д.з стр. 114 упр.505
149. Глагол.  

 

Повторение и обобщение изученного Безударные окончания глаголов. Спряжение глаголов. Временные формы глаголов. Знать лексико-грамматические признаки глагола. Спряжения глаголов.

Уметь употреблять глаголы в речи, писать окончания глаголов. Изменять глаголы.

  Д.з стр. 113 упр.508
150. Р/Р Сочинение «Однажды весной..»   Практического применения знаний Учить фантазировать, придумывать невероятные истории, в которых есть и правда, и вымысел. Составлять план, выделять главное, работать самостоятельно. Сочинение Д.з стр. 117 упр.516
151. Р/Р Изложение «Медаль»   Практического применения знаний Осознанное использование изученных частей речи.

 

Уметь делить текст на части, составлять план, выделять главное. Упр.502, стр 110 Д.з стр. 141упр.567
152. Работа над ошибками     Анализ ошибок, допущенных в изложении.      
153. Контрольный диктант по теме: «Глагол».  

 

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами: безударные личные окончания глаголов, безударные гласные в корнях слов. Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами, анализировать слово, предложение Диктант  
154. Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте.  

 

 

Повторение и обобщение изученного Обобщение знаний о глаголе. Знать признаки глаголов.

Уметь употреблять глаголы и правильно писать

Работа над ошибками.

Тест

Д.з стр. 142 упр.568
155. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.  

 

Изучение нового Значение наречий в речи. Знать главные члены предложений

Уметь отличать главные члены от второстепенных

Фронтальный опрос. Д.з стр. 120 упр.521

 

156. Однородные члены предложения.  

 

 

Изучение нового Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях
с однородными членами
Знать что такое однородные члены.

 

  Д.з стр. 120 упр.523

 

157. Состав слова  

 

Повторение и обобщение изученного Разновидности предложений по цели высказывания, по интонации Знать типы предложений  по цели высказывания  и по эмоциональной окраске. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами Тест №14 Звуко-буквенный анализ слова ЕЛКА.

 

158 Три правила правописания корней слова 1 Повторение и обобщение изученного    

 

   
159 Три правила правописания корней слова 1  
160 Части речи (обобщение)

Грамматические признаки частей речи.

 

 

 

Повторение и обощение изученного Части речи , значение и употребление Знать признаки частей речи.

Уметь применять их на практике.

 

 

  Д.з стр. 125 упр.533

Однокоренные слова к словам ВЕСНА, ВОДА.

161 Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных.   Повторение и обощение изученного Изменение существительных по числам и падежам  

Знать падежи. Уметь склонять имена существительные

   
162 Правописание гласных в корне, приставке, суффиксе.   Повторение и обощение изученного   Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

   
163 Имя прилагательное как часть речи.

 

  Повторение и обощение изученного Прилагательные в речи. Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных    
164 Склонение имен прилагательных

 

  Повторение и обощение изученного Изменение прилагательных по числам и падежам Знать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Уметь находить способы проверки написания слов

   
165 Местоимение   Повторение и обощение изученного Общее представление о местоимении. Местоимение, его значение и употребление Знать лексико-грам-матические признаки имен прилагательных и сущ-х Знать признаки местоимения, соблюдать изученные нормы орфографии
и пунктуации
   
166 Глагол как часть речи. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.   Повторение и обощение изученного Глагол, значение и употребление в речи Знать лексико-грамматические признаки глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи

   
167 Правописание глаголов в будущем времени.   Повторение и обощение изученного        
168 Итоговый контрольный диктант  

 

Контроль

знаний,

умений

Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами Уметь безошибочно писать под диктовку тексты с изученными  орфограммами Диктант  
169 Работа над ошибками.   Коррекция знаний.    

 

 

Индивидуальные задания.  
170 Турнир знатоков русского языка.   Обобщение и систематизация знаний.    

 

Закрепление.  
            Всего:  170ч