Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной  школы  разработана  на  основе  Примерной программы начального общего образования

, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утвержденной Минобрнауки РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. 
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки  младшего  школьника.  Наряду  с  русским  языком  он  формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Литературное чтение – это один из важнейших и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для начальных классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.

Художественно — эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

   Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие ре­чевой культуры учащихся, на формирование и развитие у млад­ших школьников речевых навыков, главным из которых являет­ся навык чтения.

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения — постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.

 

Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа. Формой итоговой аттестации  обучающихся  4  класса  предполагается  проверка  навыка  чтения.
Для реализации программного содержания используются:
Литературное  чтение. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.]. – М. : Просвещение, 2009.
Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учебнику  «Литературное  чтение.  Родная  речь». 4 класс / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2009.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 102.
Количество часов в неделю – 3.
Количество часов в   I четверти – 25.
Количество часов во II четверти – 24.
Количество часов в   III четверти – 29.
Количество часов в   IV четверти – 25

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с не русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:


• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

    • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

Основные задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,

 

  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,

 

  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

 

  • развивать поэтический слух,

 

  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,

 

  • обогащать чувственный опыт ребёнка,
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,

 

  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,

 

  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

 

 

Наименование разделов и тем

 

Часы учебного времени
1 Былины. Летописи. Житие.   6 ч.

 

2 Чудесный мир классики   16 ч.

 

3 Поэтические тетради   8 ч.

 

4 Литературные сказки.   12 ч.

 

5 Делу время – потехе час   8 ч.

 

6 Страна детства.   6 ч.

 

7

 

Поэтическая тетрадь   4 ч.
8 Природа и мы   11 ч.

 

9 Поэтическая тетрадь   6 ч.

 

10

 

Родина.   5 ч.
11 Страна Фантазия.   5 ч.

 

12 Зарубежная литература   15 ч.
                                                            Всего: 102 ч.  

 

 

Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенности былин.

УМЕТЬ:

— анализировать прочитанное;

— правильно читать и понимать исторические произведения;

— находить аналогии с реальными историческими событиями;

— характеризовать героев;

— высказывать свои суждения о прочитанном.

Раздел №2

Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (16 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенности литературных сказок;

— особенности басен.

УМЕТЬ:

— давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;

— находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,

— определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,

— находить в тексте средства художественно выразительности;

— создавать план произведения;

— высказывать свои суждения о прочитанном.

 

Раздел №3

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенности стихотворения.

УМЕТЬ:

— находить в тексте средства художественной выразительности;

— определять позицию автора;

— выразительно читать;

— выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.

 

Раздел №4

Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ  (12 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенности авторских сказок.

УМЕТЬ:

— характеризовать героев;

— выделять в тексте слова автора и персонажей;

— делить текст на смысловые части;

— составлять план пересказа.

 

Раздел №5

Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС  (8 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенности сказок, рассказов.

УМЕТЬ:

-высказывать свои суждения о прочитанном;

— соотносить заглавие и основную мысль произведения;

-подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.

 

Раздел №6

Тема: СТРАНА ДАЛЁКОГО ДЕТСТВА  (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

особенность рассказов.

УМЕТЬ:

-устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;

— подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;

— передавать содержание через разные виды пересказа по плану.

 

Раздел №7

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (4 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

особенность стихотворения.

УМЕТЬ:

— определять позицию автора;

— самостоятельно заучивать наизусть;

— выразительно читать.

 

Раздел №8

Тема: ПРИРОДА И МЫ  (11 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенность рассказов.

УМЕТЬ:

-определять тему и основную мысль произведения;

— характеризовать героев;

— делить текст на смысловые части;

— выделять в тексте слова автора и персонажей.

                               Раздел №9

Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ  (6 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенность стихов.

УМЕТЬ:

— определять позицию автора;

— находить в тексте средства художественной выразительности;

— самостоятельно заучивать наизусть;

— выразительно читать.

                                Раздел №10

Тема: РОДИНА (5 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенность стихов.

УМЕТЬ:

— высказывать свои суждения о прочитанном,

— выразительно читать;

— анализировать прочитанное;

— характеризовать прочитанное.

 

 

                                Раздел №11

Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (5 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенность рассказов.

УМЕТЬ:

— высказывать суждения о прочитанном;

— характеризовать героев,

— подробно и кратко пересказывать,

— читать выразительно по ролям.

                              

                                 Раздел №12

Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (15 ч)

Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:

— особенность сказок и рассказов.

УМЕТЬ:

— определять тему и основную мысль произведения;

— характеризовать героев;

— делить текст на смысловые части;

— выделять в тексте слова автора и персонажей;

— высказывать свои суждения о прочитанном.

        Требования к уровню подготовки   обучающихся к концу 4 класса

 

 

ОБУЧАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:    

уметь:

  • владеть навыком сознательного беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему( о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
  • вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

знать:

  • наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  • более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять.

 

 

                                      

 

 

 

 

тематическое планирование


п/п
Наиме-
нование

раздела
программы

Тема урока Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы
содержания
Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы
дополни-
тельного содержания
Домашнее задание
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Летописи. Былины. Жития  (8 ч) Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» 1 Комбинированный Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений Знать жанр «летопись».

Уметь проводить сравнительный
анализ летописи
и стихотворения
А. С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Текущий Жанры
детской
художест-
венной литературы –

ЛЕТОПИСЬ,
ЖИТИЯ

С. 6–8,
выразит.

читать, вопрос 6

2 Летописи. «И вспомнил Олег

коня своего».

Сравнительный анализ летописи
и стихотворения А. С. Пушкина

1 Комбинированный Выделение языковых средств выразительности. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Фронтальный опрос С. 10–11, выразит.

читать, вопросы 4, 5

3 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» 1 Комбинированный Связь произведений литературы с другими видами искусств Знать жанр устного народного творчества «былина».

Уметь определять

тему и главную мысль произведения,

Текущий Жанры
детской
художест-
венной литературы –

БЫЛИНА

С. 12–19,

читать, вопрос 5

                                                                     

 

  2 3 4 5 6 7 8 9 10
4   Былина «Ильины три поез-
дочки»
1 Комбинированный Тема, главная мысль, события, последовательность пересказывать текст,

использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг

Текущий   С. 19–24, выразит.

читать, вопрос 8

5 «Житие Сергия

Радонежского» – памятник древнерусской  литера-
туры

1 Комбинированный Образные языковые средства Знать произведение «Житие Сергия Радонежского».

Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать до-ступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Текущий Архаизмы С. 25–29, выразит.

читать

6 Внеклассное
чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Участие в диа-
логе при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Текущий.

Пересказ

Архаизмы С. 30–31, пересказ отрывка
по выбору
7 Обобщение
по разделу «Летописи, былины, жития»
1 Комбинированный Различение жанров
произведений
Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми тест
(5 мин)
Жанры
детской
художест-
венной ли-
С. 32–33, вопрос 4

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8   Обобщение
по разделу «Летописи, былины, жития»
1 Комбинированный Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения Диагностика навыка
чтения
тературы – ЛЕТОПИСЬ,

БЫЛИНА.

Кроссворд

С. 36,
вопрос 8
9 Чудесный мир клас-
сики

(18 ч)

Чудесный мир классики.
П. Ершов. «Конёк-горбунок» (отрывок)
1 Комбинированный Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Знать название и основное содержание изученного произведения.

уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Тематический. Выразительное чтение Архаизмы С. 40–49, выразит.

читать, найти отрывок
к иллюст-рации

10 Характеры
главных героев
в  сказке
П. Ершова
1 Комбинированный Герой произведения, иллюстрация и ее
роль в понимании
произведения.
Знать творчество
П. Ершова.

Уметь составлять

небольшое моноло-

Тематический Характер героя, его поступки и

их мотивы

С. 49–63, выразит.

читать,

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    «Конёк-горбунок»     Участие в диалоге при обсуждении про-
слушанного (прочи-
танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
гическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту     вопросы 3, 4
11 Сходство русских  народных  сказок и  авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»
1 Комбинированный Различение жанров произведений, народная сказка, литературная сказка Фронтальный опрос Сходство русских народных сказок и авторской сказки
П. П. Ершова «Конёк-
горбунок»
С. 63,
вопрос 6
12 Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение,  выраженное в стихах 1 Комбинированный Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств Уметь читать сти-
хотворные произ-
ведения наизусть
(по выбору), определять средства выразительности
Чтение наизусть Олицетворение. Сравнение С. 66–69, выразит.

читать

13 А. Пушкин.
Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..»
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных
Уметь читать сти-
хотворные произ-
ведения наизусть
(по выбору), отве-
Тематический Олицетворение наизусть по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
          переживаний чать на вопросы по тексту      
14 А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Знать название и основное содержа-
ние изученного
произведения.

Уметь анализировать поведение
героев

Выразительное чтение Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 72–92,

читать

15 Волшебные  сказки: народные и литературные.
А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи бога-
тырях»
1 Комбинированный Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Чтение
наизусть.

Картинный план

Архаизмы С. 72–93,
вопрос 7
16 А. Пушкин.
«Сказка о мертвой царевне
и о семи бога-
тырях». Поступ-

ки и действия

1 Комбинированный Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей Уметь составлять
небольшое моноло-
гическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события,
  Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 92–93,
вопросы 2, 3, 4

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    как основное средство изображения персонажей       героев произведения, отвечать на вопросы      
17 Внеклассное
чтение: «Что за прелесть эти сказки!..».  Сказки
А. С. Пушкина
1 Комбинированный Тема, главная мысль, события, последовательность Знать сказки
А. С. Пушкина.

Уметь различать
сказки народные
и литературные

Тематический Архаизмы Выучить

наизусть отрывок
по выбору

18 М. Ю. Лермонтов. Олицетворение – прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» 1 Комбинированный Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя Знать название и основное содержание изученного
произведения, творчество М. Ю. Лер-
монтова.

Уметь различать
жанры произведений

Выразительное чтение Олицетворение С. 96–98, выразит.

читать,
вопросы 1, 2

19 М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей 1 Комбинированный Чтение по ролям Уметь составлять
небольшое моноло-
гическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения; делить текст на со-
Выразительное чтение по ролям Средства художественной выразительности, язык, прием сравнения, олицетворения в про- С. 99–113,

читать

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
20   Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» 1 Комбинированный Устное изложение
текста по плану.

Участие в диалоге
при обсуждении про-
слушанного (прочитанного) произведения.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

ставные части, со-ставлять его простой план.

Иметь представление о классической литературе

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы

изведениях М. Лермонтова. Характер героя, его поступки и их мотивы С. 113,

вопросы 2, 3, 7

21 Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» 1 Комбинированный Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений.

Осознанное, выразительное чтение текста

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную
тему, читать осоз-
нанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка
Тематический. Выразительное чтение Автобиография С. 116– 120, выра-
зительно
читать,
вопрос 3
22 Л. Толстой. «Как мужик убрал камень». Умный
и находчивый
герой
1 Комбинированный Тема, главная мысль, события, последовательность Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении Выразительное чтение Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 121, подготовиться к чтению
по ролям

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
23   Отличие рассказа от сказки.

Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе
А. П. Чехова «Мальчики»

1 Комбинированный Понимание основного содержания услышанного Знать отличие рас-
сказа от сказки.

Уметь различать
жанры художественной литературы, анализировать характеры героев

Пересказ от лица героев Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 124– 135, выра-
зительно
читать
24 Внеклассное
чтение. В мире приключений
1 Комбинированный Тема, главная мысль, события, последовательность Уметь читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Темати-
ческий.

Пересказ отрывка

Кроссворд Пересказ отрывка
по выбору
25 А. П. Чехов «Мальчики».

Составление
плана

1 Комбинированный Понимание основного содержания услышанного. Участие
в диалоге при обсуж-
дении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка Составление плана Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 125– 135,

пересказ
по плану

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
26   Обобщение по разделу «Чудесный мир клас-
сики»
1 Комбинированный Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Диагностика навыка
чтения
Кроссворд.

Игры литературные

С. 138,

вопросы 6, 7

27 Поэтическая тетрадь
(11 ч)
Тоска по родине и красоте родной природы
в лирике

Ф. И. Тютчева. «Еще земли
печален вид…»

1 Комбинированный Различение жанров
произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и жи-
вописью
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины Чтение наизусть Лирика.

Олицетворение

С. 140,

читать,
вопросы 4, 5

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
28   Ф. Тютчев.  «Как неожиданно
и ярко…»
1 Комбинированный Настроение лири-
ческого героя
Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета,

Е. Баратынского,
Н. Некрасова,
И. Никитина,
И. Бунина.

Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста

Выразительное чтение Лирика.

Олицетворение

С. 141– 142, выразительно читать
29 А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении  «Весенний дождь», «Бабочка» 1 Комбинированный Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Выразительное чтение Образные языковые средства С. 143– 144, выразительно читать
30 Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник?

Книги о ребятах-сверстниках

1 Комбинированный Образные языковые средства Знать названия, основное содержа-
ние изученных лите-
ратурных произведений о ребятах-сверстниках.

Уметь читать осо-знанно текст художественного произ-
ведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произве-
дении

Темати-
ческий.

пересказ

Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей Пересказ по выбору
31 Картины весенней природы 1 Комбиниро- Связь произведений литературы с другими Знать лирические произведения Выразительное Прием сравнения. С. 145– 146, вы-

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    и настроение
в стихах Е. А. Баратынского
«Весна, весна! Как воздух
чист!..»,  «Где сладкий шепот…»
  ванный видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста о весне.

Уметь выделять образные языковые средства

чтение Лирика разительно читать
32 Картина сель-
ского быта.
А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»
1 Комбинированный Осознанность и выразительность чтения Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы Тематический Логическое ударение С. 147, выразительно читать
33 Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина  «В синем небе плывут над полями…» 1 Комбинированный Осознанность и выразительность чтения Знать произведения о Родине.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы

Чтение
наизусть
Олицетворение С. 148, выразительно читать,
вопросы 1, 2
34 Тема детства в стихах Н. А. Не-красова «Школьник», «В зимние

сумерки нянины сказки…»

1 Комбинированный Образные языковые средства Уметь читать сти-
хотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства
Чтение
наизусть
Олицетворение С. 149– 151,
наизусть по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
35   Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина  «Листопад» 1 Комбинированный Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Знать творчество
И. А. Бунина.

Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художественных произведений

Чтение
наизусть
Олицетворение. Лирика С. 152– 153, выразительно читать,
вопрос 6
36 Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа 1 Комбинированный Осознанность и выразительность чтения Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Знать книги о жизни трудового народа

Пересказ Кроссворд Пересказ отрывка
по выбору
37 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 1 Комбинированный Осознанность и выразительность чтения Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать осо-знанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая

Тематический Кроссворд.

Литературные игры

С. 154–
156,

вопросы 3, 9

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
            орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно
художественный текст; определять тему и главную мысль произведения
     
38 Литературные сказки
(11 ч)
Научно-познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке
В. Ф. Одоевского «Городок
в табакерке»
1 Комбинированный Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитан-
ного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Знать названия, основное содержание изученных произведений.

Уметь различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы по тексту

Выразительное чтение Научно-познавательная сказка.

Характер героя, его поступки и их мотивы

С. 158– 170,
читать
39 Особенности поведения, внешнего облика, речи
героев сказки
В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке»
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя Творческий пересказ Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 170,

вопросы 6, 7

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40   Описание. Его роль в раскрытии характеров главных  героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и  розе» 1 Комбинированный Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией Знать творчество
В. М. Гаршина.

Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану

Пересказ Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 171– 180,
читать,

пересказ отрывка

41 Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 1 Комбинированный Участие в диалоге при обсуждении произведения Знать творчество
П. П. Бажова.

Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведений

Выразительное чтение Сказ С. 182– 193,
читать
42 Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века 1 Комбинированный Тема, главная мысль, события, последовательность. Участие
в диалоге при обсуж-
дении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Знать книги, рассказывающие об истории нашей Родины.

Уметь использовать приобретенные знания и умения  для самостоятельного выбора и определения содержания  книги по ее элементам

Пересказ Кроссворд Пересказ отрывка
по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
43   Особенности речи героев сказа
П. П. Бажова
«Серебряное
копытце»
1 Комбинированный Оценка иллюстрации
к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста
Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения Чтение по ролям Архаизмы.

Диалектные слова

С. 182–194,
читать,
вопрос 9
44 Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков.  «Аленький цветочек» 1 Комбинированный Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные Выразительное чтение Диалог С. 195–206, читать
45 Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке

С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек»

1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев;

выделять фантастические события, отвечать на вопросы

Чтение по  ролям Фантастические события С. 206– 216, читать
46 Борьба добра и зла, торжество справедливости 1 Комбинированный Участие в диалоге при обсуждении произведения Уметь делить текст произведения на части, составлять план, Пересказ Характер героя, его поступки и Пересказ по плану

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»       пересказывать произведение, работать с иллюстрациями   их мотивы  
47 Обобщение по разделу: «Литературные сказки» 1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему

Фронтальный опрос Кроссворд.

Литературные игры

С. 217,
вопрос 2
48 Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах – ученых и изобретателях 1 Комбинированный Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь читать осзнанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения

Тематический Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей Пересказ отрывка
по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
49 Делу время – потехе час
(7 ч)
Авторская лите-
ратурная сказка
Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»
1   Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного Уметь различать
сказки народные
и литературные,
отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном
Текущий Архаизмы С. 4–16, читать
50 Поучительный смысл «Сказки
о потерянном
времени»
Е. Л. Шварца
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Выразительное чтение Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 16,
вопросы 5, 6
51 В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта 1 Комбинированный Рассказ. Осознанность и выразительность чтения Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Чтение по ролям Средства создания комического
эффекта
С. 17–23, подготовка к чтению по
ролям
52 Многозначность слова как средст-во выразитель-ности и созда-ния комического эффекта в рас-
сказе В. Ю. Дра-
1 Комбинированный Создание небольших письменных ответов на поставленный
вопрос по прочитан-ному произведению. Выразительное чтение, использование
Уметь создавать небольшой устный текст на заданную

тему, анализировать образные языковые средства

Чтение по ролям Многозначность слова как средство выразительности и создания комического С. 24–28, подготовка к чтению по
ролям

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    гунского «Что любит Мишка»     интонаций, соответ-
ствующих смыслу
текста
    эффекта  
53 Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» 1 Комбинированный Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, выражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения Выразительное чтение Средства создания комического
эффекта
С. 29–34, вопрос 5
54 Внеклассное чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных 1 Комбинированный Рассказ о своих
впечатлениях о про-
изведении
Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг Пересказ Кроссворд.

Литературные игры

Пересказ отрывка
по выбору
55 Обобщение
по разделу
«Делу – время,
1 Комбинированный Умение составлять простейшие задания для викторины Знать/понимать:

изученные литера-
турные произведе-

Тест
(10 мин)
Литературная викто-
рина.
С. 36,
вопрос 7

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    потехе – час»       ния и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Уметь: читать вы-
разительно художественный текст; опре-
делять тему и главную мысль произ-
ведения; пересказывать доступный по объему текст

  Кроссворд  
56 Страна детства (7 ч) Б. С. Житков. «Как я ловил
человечков».

Плохое и хорошее в поступках людей

1 Комбинированный Понимание содержания литературного произведения Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Выразительное чтение Характер героя, его поступки и их мотивы С. 38–46, читать
57 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых 1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь пересказывать текст, разли-
чать жанры литературных произведений, отвечать
на вопросы
Пересказ   С. 46,
вопрос 7

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
58   К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев 1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой Уметь определять
тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту
Выразительное чтение Образные языковые средства С. 47–58, читать
59 Средства художественной вы-
разительности
(сравнение, оли-
цетворение), используемые
в рассказе
К. Г. Паустов-
ского «Корзина
с еловыми
шишками»
1 Комбинированный Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Творческий пересказ Сравнение, олицетворение – средства художественной выразительности С. 53–58, пересказ отрывка
60 Внеклассное
чтение: по страницам былин. «Садко»
1 Комбинированный Рассказ о своих впе-
чатлениях о произ-
ведении
Уметь приводить примеры произведений фольклора Тематический Былины.

Кроссворд

Пересказ по выбору
61 М. М. Зощенко. «Елка». Комическое в рассказе, средства его 1 Комбинированный Участие в диалоге
при обсуждении произведения. Участие
в диалоге при обсуж-
Уметь высказывать оценочные сужде-
ния о прочитанном произведении
Выразительное чтение Средства создания комического.

Архаизмы

С. 59–64,
вопрос 4

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    создания     дении прослушанного
(прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
(герое, событии), анализировать образные языковые средства      
62 Обобщение по разделу «Страна детства» 1 Комбинированный Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический Кроссворд.

Литературные игры

С. 66,
вопросы 9, 11
63 Поэтическая тетрадь

(5 ч)

Тема детства
в произведениях
В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»
1 Комбинированный Декламация произведений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь читать осо-знанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения Чтение
наизусть
Лирика С. 68–70,
вопрос 6
64 Стихи о счаст-
ливых днях детства. С. А. Есенин. «Бабушкины
сказки»
1 Комбинированный Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией Уметь определять

тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы

Выразительное чтение Сравнение С. 71,

выразительно
читать

65 Тема природы и Родины в стихах 1 Комбиниро- Тема, главная мысль. Умение выразительно Уметь определять
тему и главную
Выразительное Лирика С. 72–73, вырази-

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»   ванный читать по книге стихи перед аудиторией.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответ-
ствующих смыслу
текста

мысль произведения, различать жанры литературных произведений, прогнозировать содержание произведения по заглавию чтение   тельно
читать
66 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 1 Комбинированный Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией Уметь читать стихотворные произведения наизусть Чтение наизусть Кроссворд.

Литературные игры

С. 74,
вопрос 9
67 Внеклассное
чтение: «Кто
с мечом к нам
придет, тот от меча и погибнет».

Книги о ратных подвигах родного народа

1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать основное содержание изученных литературных произведений о ратных подвигах родного
народа
Пересказ Литературные игры Пересказ по выбору
68 Природа и мы
(11 ч)
Отношения человека и птицы в  рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка

«Приемыш»

1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать творчество
Д. Н. мамина-Сибиряка.

Уметь определять
тему и главную мысль произведения, отвечать на вопро-

Выразительное чтение Архаизмы С. 76–83, выразительно
читать

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
            сы, различать жанры
произведений
     
69 Роль рассуждений и диалогов в  рассказе
Д. Н. Мамина-
Сибиряка
«Приемыш»
1 Комбинированный Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Творческий пересказ Характер героя, мотивы его поведения С. 76–84, пересказ,
вопрос 5
70 А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе 1 Комбинированный Понимание содержания литературного произведения Знать творчество
А. И. Куприна.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями

Выразительное чтение   С. 85–91, читать
71 Тема самопо-
жертвования
в рассказе
А. И. Куприна «Барбос
и Жулька»
1 Комбинированный Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Уметь создавать
небольшой устный текст на заданную

тему

Творческий пересказ   С. 85–91, пересказ

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
72   Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы-загадки про зверей и птиц 1 Комбинированный Различать виды информации, опираясь на внешние показатели книги Уметь различать элементы книги, пересказывать текст Пересказ Рассказы-
загадки. Справочники, энциклопедии, пери-
одические издания для детей
Пересказ по выбору
73 Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» 1 Комбинированный Понимание содержания литературного произведения Знать творчество
М. М. Пришвина.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения

Выразительное чтение Писательская наблюдательность С. 92–95,
вопрос 5
74 Рассказ о животных Е. И. Чару-
шина «Кабан». Юмор в произведении
1 Комбинированный Рассказ о своих впе-
чатлениях о произве-
дении (героях, событиях). Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Знать творчество
Е. И. Чарушина.

Уметь составлять

небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Творческий пересказ Юмор С. 96–99, пересказ
75 Тема природы
в рассказе
1 Комбиниро- Понимание содержания литературного Уметь создавать небольшой устный Выразительное   С. 100–
109,

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»   ванный произведения текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений чтение   читать
76 Научно-естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» 1 Комбинированный Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства Фронтальный опрос Научно-естественные сведения о при-
роде
С. 110,
вопрос 10
77 Обобщение по разделу «Природа и мы» 1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе Тематический. Тест
(8 мин)
Кроссворд.

Литературные игры

С. 112,
вопросы 8, 9
78 Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы
о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает
1 Комбинированный Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств Уметь различать
элементы книги
(обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), виды информации, опираясь на внешние показатели
Твор-
ческий
пересказ
Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей Пересказ по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
            книги, ее справочно-иллюстративный материал      
79 Поэтическая тетрадь

(7 ч)

Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» 1 Комбинированный Связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства Чтение
наизусть
Олицетворение. Лирика С. 114–
115,
вопрос 3
80 Весна как время пробуждения и обновления природы в стихах
С. А. Клычкова «Весна в лесу»
1 Комбинированный Сопоставление произведений  художественной литературы
и произведений
живописи
Уметь определять
тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями
Выразительное чтение Олицетворение С. 116–
117,
вопрос 3
81 Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» 1 Комбинированный Декламация произ-
ведений
Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы Чтение
наизусть
Олицетворение С. 118,

наизусть

82 Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» 1 Комбинированный Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией Уметь определять
тему и главную мысль произведе-
ния, читать вырази-
Выразительное чтение Олицетворение С. 119,

выразительно читать

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
            тельно и осознанно стихотворения      
83 Иносказательный смысл
произведения
С. А. Есенина «Лебедушка»
1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства Выразительное чтение Иносказательный смысл произведения. Лирика С. 120–
126,
вопрос 4
84 Внеклассное чтение. В мире фантастики 1 Комбинированный Рассказ о своих впечатлениях о произведении Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг Творческий пересказ Фантастика. Справочники, энциклопедии, периодические издания для

детей

Пересказ по выбору
85 Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 1 Комбинированный Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения Знать/понимать:

изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений

Тематический. Тест
(8 мин)
Кроссворд.

Литературные игры

С. 126,
вопрос 4

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
86 Родина
(5 ч)
Тема любви
к Родине и ее
героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь»
1 Комбинированный Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям Уметь определять
тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного
Выразительное чтение Сравнение С. 128–
132,
выразительно
читать
87 Патриотическое звучание, выра-
зительность
стихотворения
С. Д. Дрожжина «Родине»
1 Комбинированный Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать  образные языковые средства, различать жанры произведений Чтение
наизусть
Олицетворение С. 133–
135,
вопрос 3
88 Красота и величие природы в стихотворении
А. В. Жигулина «О, Родина!
В неярком блеске…»
1 Комбинированный Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства Уметь определять
тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы
Выразительное чтение Олицетворение С. 138,
выразительно
читать
89 Тема войны в произведении
Б. А. Слуцкого «Лошади
в океане»
1 Комбинированный Умение выразитель-
но читать наизусть
стихи перед аудито-
рией. Выразительное чтение, использова-
Уметь сознательно, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения Выразительное чтение   С. 139–
140,
выразительно
читать,

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
          ние интонаций, соответствующих смыслу текста не менее 90 слов в минуту     вопрос 4
90 Обобщение по разделу «Родина» 1 Комбинированный Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения Знать произведения о Родине.

Уметь выразительно читать

Диагностика навыка
чтения
  С. 142,
вопрос 7
91 Страна Фантазия
(3 ч)
Внеклассное чтение: в мире фантастики 1 Комбинированный Система событий, составляющих основу художественного произведения Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг Темати-
ческий.

Пересказ

Фантастика Пересказ по выбору
92 Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» 1 Комбинированный Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них Уметь определять
тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по
ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев
Выразительное чтение Фантастическая повесть. Характер героя, его поступки и их мотивы С. 144–
149,
читать,
вопрос 4
93 Кир Булычев.
«Путешествие Алисы»
1 Комбинированный Создание небольших письменных ответов на поставленный Уметь составлять

небольшое  высказывание с опорой на

Выразительное чтение Фантастическая повесть С. 150–
157,
вопрос 9

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
          вопрос по прочитан-
ному произведению
авторский текст, оценивать события, героев произведения      
94 Зарубежная литература (9 ч)
(+ 1 ч – резерв)
Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» 1 Комбинированный Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Выразительное чтение Фантастическая повесть С. 160–
166,
вопрос 9
95 Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» 1 Комбинированный Герои произведения – восприятие и пони-
мание их эмоционально-нравственных
переживаний.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Знать творчество
Г.-Х. Андерсена.

Уметь определять

тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы

Творческий пересказ Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 167–
181,
вопрос 3 на с. 193
96 Внеклассное
чтение. В стране литературных героев
1 Комбинированный Рассказ о своих впечатлениях о произведении Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг Темати-
ческий.

Пересказ

Кроссворд Пересказ по выбору

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
97   Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке
Г.-Х. Андерсена «Русалочка»
1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и пони-мание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь составлять небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Выразительное чтение Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 181–
193,
вопрос 4
98 Тема первой любви  в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» 1 Комбинированный Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про-
читанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них
Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы Пересказ Заимствованные слова С. 194–
200,

читать,
вопрос 6

99 Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен. «Приключения Тома Сойера» 1 Комбинированный Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний Уметь составлять
небольшое  высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения
Выразительное чтение Характер героя, его поступки и
их мотивы
С. 194–
200,
вопрос 3
100 Библейские сказания. С. Лагерлеф. «Святая ночь» 1 Комбинированный Умение последова-
тельно и сознательно перечитывать текст
Уметь определять
тему и главную мысль произведе-
Выразительное чтение Библейские
сказания
С. 201–
208,
вопрос 2

 

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
          с целью переосмыс-
ления
ния, работать с иллюстрациями      
101 Сказания о Христе. С. Лагерлеф. «В Назарете» 1 Комбинированный Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план Выразительное чтение Библейские
сказания
С. 209–
216,

читать,
вопрос 4

102 Внеклассное
чтение. В стране литературных героев
1 Комбинированный Рассказ о своих впечатлениях о произведении Уметь использовать полученные знания для самостоятельного чтения  книг Пересказ Кроссворд Пересказ по выбору
103 Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом 1 Комбинированный   Знать изученные
литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений
Темати-ческий Справочники, энциклопедии, пе-
риодические издания
для детей.

Литературные игры.

Кроссворд