Формирование общеучебных умений у младших школьников

В начальном образовании за последние 50 лет произошло стремительное движение от проблемы вооружения учащихся знаниями, умениями, навыками (ЗУНами) к проблеме подготовки их к активной социальной и продуктивной творческой деятельности.

На смену зуновской концепции пришли деятельный и компетентностный подходы, личностно-ориентированное обучение. В федеральном компоненте Государственного стандарта (2004) выделена приоритетная цель начального общего образования:- формирование общеучебных умений и навыков.

Отмечается, что в учебной деятельности происходит формирование фундаментальной способности самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, которая позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включать в существующие и творить новые виды деятельности, формы общения с другими людьми.

Содержание образования наряду со знаниями о мире, опытом осуществления действий, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру включает особые действия – универсальные, общеучебные.

Функции и общеучебных, и универсальных действий тождественны: создание условий для саморазвития и самореализации личности, регуляция учебной деятельности, обеспечение успешности обучения. И те и другие действия ученые рассматривают как обобщенные способы действий, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащихся в различных предметных областях. Однако понятие универсальные учебные действия шире, чем понятие общеучебные действия.

В настоящее время к универсальным относят следующие действия:

— личностные (самоопределение, нравственно-этическое оценивание);

— познавательные (общеучебные, постановка и решение практических задач, логические…);

— регулятивные (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка);

— коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией…);

Объектом исследования является процесс формирования общеучебных действий как комплекса организационных, информационных, интеллектуальных и коммуникативных действий.

Известно, что становление общих способов действия осуществляется уже в дошкольном возрасте. Целью дошкольного образования является стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности. У дошкольников формируют умения следовать образцу, инструкции, принимать и определять правила игры, а также включают  в различные формы сотрудничества (с детьми разного возраста, воспитателем, взрослыми и т.д.). Однако не все дети посещают дошкольные учреждения. Именно поэтому уделяется большое внимание формированию общеучебных умений у первоклассников.

Основой является деятельностный подход, который исключает какие-либо эталоны и образцы, а предполагает организацию поисковой активности, проблемных ситуаций, противоречий на каждом уроке.

Осознанность и активность школьников в первую очередь зависит от уровня сформированности организационных умений, а именно умений:

— определять и формулировать учебную и практическую задачи деятельности;

— составлять план действий по решению учебной или практической задачи;

— действовать по плану (сопоставлять свои действия с поставленной учебной или практической задачей и планом);

— выполнять контрольно-оценочную деятельность, рефлексировать.

Хочется остановиться на умении выполнении контрольно-оценочную деятельность. Контрольно-оценочные действия младших школьников включает определение степени трудности этапов работы, самооценку и самоконтроль.

Как показывает опыт работы, наиболее сложным является обучение прогностической оценке, т.е. формирование умений оценивать свои возможности, определять, достаточно ли знаний для решения новой задачи, каких именно знаний не достает. Приведем пример организации деятельности учащихся, которая помогает отслеживать становление прогностической оценки.

Учитель предлагает школьникам задания, записанные на карточках разного цвета в зависимости от их степени трудности. На карточках красного цвета задания повышенной трудности, желтого цвете – среднего уровня сложности, зеленого – легкие задания.

-Оцените свои силы и выберите задание, которое вы сможете выполнить. Цвет и сложность не влияют на оценку.

При выборе карточки ученик оценивает свои возможности. Если при выполнении задания он понял, что переоценил или недооценил свои знания и умения, то он может поменять карточку. В этом случае у учителя появляется возможность уточнить, по каким критериям ученик выбирал карточку.

Цвет можно использовать при формировании эмоциональной и содержательной оценки уже в I классе. Так, на одном из уроков можно договориться обозначать знание или незнание сигналов светофора.

  • Зеленый цвет – хорошо знаю, можно идти вперед;
  • Желтый цвет – у меня есть сомнение, нужно еще поработать;
  • Красный цвет – мне еще трудно, я не все понял и допустил ошибки.

Первоклассники не соотносят цвет с оценкой и воспринимают его как сигнал к действию. Для контроля за оценочной деятельностью ученика полезно задавать специальные вопросы: «Почему ты показал желтый?», «В каком случае мы выбираем красный цвет?». Постепенно на уроках вводятся критерии оценки, например: правильно выделил признаки слова, действовал строго по плану; нашел свою ошибку  и т.д.

На уроках школьники учатся осуществлять контроль своих действий (или учителя). В III классе вводится бальная система оценивания.

Кратко остановимся на других общеучебных действиях. Информационные действия заключаются в: а) овладении методами и приемами самостоятельного приобретения знаний, новой информации, ее хранения; б) осуществлении библиографического поиска, работы с учебной книгой, справочниками, техническими источниками информации.

Коммуникативные умения – это умения общения. Общение – необходимое условие в жизни ребенка, без него не возможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. К этой группе относятся умения: а) передавать информацию в устной форме, доступной для понимания; б) слушать и исследовать инструкции; в) понимать невербальные средства общения; г) строить монологическое высказывание; сотрудничать и др.

Младшие школьники любят общаться, но умение не сформировано. Поэтому ведущими формами организации процесса обучения на уроке должны быть групповая, парная. Использование групповой работы способствует формированию уважения к чувствам и эмоциям окружающих людей, побуждает к выражению собственного мнения.

Интеллектуальные действия включают способы выполнения мыслительной деятельности, а также приемы логического мышления, умение мотивировать свою деятельность, внимательно воспринимать информацию, рационально запоминать, логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное, существенное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения.

Итак, формирование общеучебных действий обеспечивает учебную самостоятельность и лежит в основе развития способности человека. Их формирование необходимо и возможно в начальной школе, ведь как для строительства дома нужен фундамент, так и для организации процесса обучения необходимы действия, составляющие основу умения учиться.